Система управления охраной труда. Что делать работодателю?
Система управления охраной труда (далее – СУОТ) – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее– ТК РФ).
Учитывая, что в соответствии со статьей 212 ТК РФ организация системы управления охраной труда является обязанностью работодателя, именно работодателю необходимо создать и обеспечить функционирование СУОТ, разработать положение, в котором будет закреплена политика, цели, распределение обязанностей между должностными лицами в области охраны труда, а также соответствующие процедуры.
В целях облегчения работодателю проведения мероприятий по организации СУОТ разработаны рекомендации по порядку организации указанной системы у конкретного работодателя, в частности приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда.
Основой организации и функционирования системы управления охраной труда является положение об этой системе, которое разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов и утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).
С учетом специфики деятельности работодателя в положение о системе управления охраной труда рекомендуется включать следующие разделы (подразделы) (п. 8 Типового положения):
- политика работодателя в области охраны труда;
- цели работодателя в области охраны труда;
- обеспечение функционирования системы управления охраной труда (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
- процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда;
- планирование мероприятий по реализации указанных процедур;
- контроль функционирования системы управления охраной труда и мониторинг реализации указанных процедур;
- планирование улучшений функционирования системы управления охраной труда;
- реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
- управление документами системы управления охраной труда.
Структура СУОТ у работодателей, численность работников которых составляет менее 15 человек, может быть упрощенной при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда.